Brooklyn.ru

О Нью-Йоркском метро

Все о Нью-Йоркском метроКарта метроФотографии

Говорят разные кондукторы совершенно по-разному. Часто это всё сопровождается артистическими приёмами типа повышения-понижения интонации и т. п. Такая импровизация на заданную тему. Но записать всё на ленту, по всей видимости, не представляется возможным. Так, недавно поезд экспресс по какой-то причине остановился на неправильной стороне платформы, где должны останавливаться обычные поездов. Весь народ в недоумении потянулся к окошечку кондуктора, не понимая, экспресс ли это и вообще по какому маршруту он идёт. Кондукторы, кстати, действительно выполняют функцию справочной на колёсах и часто отвечают на такие вопросы. Но мужик всё понял правильно, мгновенно сориентировался и при объявлении остановки раз двадцать (я не преувеличиваю) повторил, что это экспресс, таким образом, разрешив все сомнения в самом зародыше. Жизнь у них, кстати, тяжёлая. Дело в том, что платформы идут то справа по ходу поезда, то слева, как Б-г на душу положит. Вагоны, конечно, бывают разных типов, но чаще всего в кабинке кондуктора окошечко выходит только на одну сторону. Соответственно, кондуктор должен между остановками выйти из своего закутка, захлопнуть дверь, отпереть двери между вагонами (они у вагонов этого типа заперты), перейти в соседний вагон, где ближайшая к нему кабинка выходит окошком на другую сторону поезда, отпереть дверь той кабинки, после чего выполнять обычную процедуру остановки на станции уже из той кабинки. Бывает, что так прыгать из вагона в вагон приходится чуть не на каждой станции. Ещё кондукторы всегда выполняют один ритуал, который я никак не могу объяснить: после остановки поезда они поднимают руку и указательным пальцем показывают вперёд (перпендикулярно поезду, поскольку смотрят вбок) и вверх, как будто дотрагиваются до чего-то виртуального. Сколько ни смотрел, никаких камер, которым они могли бы подавать сигнал, я обнаружить не смог. Потому и назвал ритуалом. Недавно, кстати, нападение на кондуктора и вообще на работника метро приравняли к нападению на полицейского. Рекламации об этом висят во многих вагонах.

Удивительным образом, поезда довольно часто ходят по расписанию. Во всяком случае, машинисты стараются. Я вот поначалу не понимал, почему поезд, приехав на станцию, знай себе стоит, минуту стоит, две стоит, пять... А недавно я просто следил по расписанию: если прибыли раньше, чем положено, машинист ждёт времени отправления. Люди при этом зачастую играют в следующую азартную игру: пытаются пересесть на экспресс, если тот придёт сразу же, но если его надо будет ждать ещё, скажем, минут десять, то они уже будут в проигрыше и выгоднее будет никуда не пересаживаться. Соответственно, из каждой двери высовываются лица, высматривающие поезд по другую сторону платформы. Если тот приходит, начинается массовое паломничество из стоящего в новоприбывший (и обратно), люди торопятся заскочить, пока не закрылись двери, - полный бедлам. В противном случае, если экспресс так и не подошёл, кондуктор объявляет: «Stand clear of the closing doors» (эта фраза одинакова практически у всех), все головы (расстроено) засовываются обратно и поезд отправляется.

Большинство вагонов оборудованы кондиционерами. Собственно, все оборудованы, просто иногда кондиционеры не работают. Летом это смерти подобно (Нью-Йорк почти на 15 градусов южнее Москвы, южнее, на самом деле, чем любая точка России: чем Сочи, чем Сухуми — он где-то на широте Мадрида, Неаполя и Стамбула, так что жара летом совершенно невообразимая), поэтому эти вагоны обычно пустуют. Более того, то ли вследствие работы как раз этих самых кондиционеров, то ли по каким другим загадочным причинам, но на платформах летом температура на несколько градусов Цельсия выше, чем даже на улице на солнце. Просто чувствуешь жар, поднимающийся от рельсов к поверхности земли. Вагоны намного шире, чем в московском метро, по моим оценкам на целый метр, что опять же способствует простору. Кстати, многоуважаемый Bad жаловался на то, что в Питере обязательно все норовят впихнуться поплотней, а в Нью-Йорке проблема обратная: бывает, один человек выходит из дверей, другой входит, и никак они не могут разминуться, при этом толкнуть друг друга или как иначе соприкоснуться они не решаются, вокруг тоже люди, места для манёвра не остаётся, вот они и застывают в задумчивости. Или при входе в вагон: все идут очень медленно, каждый пытается обеспечить по крайней мере 30-сантиметровое расстояние до ближайшего соседа в каждый момент времени. Социальное расстояние у них, что ли, больше? А вот стоять в дверях в это самое время, перегораживая их наполовину, им совесть позволяет (открываются-то двери попеременно, а бегать туда-сюда лень). А ещё, в отличие от Москвы, вполне принято сидеть, задрав ноги на соседнее сиденье, если, конечно, вагон полупустой. Грязи-то, как правило, нет, разве что дождь пойдёт, тогда на подошвах остаётся вода, а грязи всё равно не прибавляется, так что никаких видимых следов на сиденьях не остаётся. И задирают ноги все, демократия в чистом виде, взрослые и дети, молодые парни и солидные матроны.

Частично метро проложено над землёй, так что подземкой его называть не совсем корректно. Более того, насколько я понимаю, раньше над землёй шло гораздо больше линий, просто их постепенно закапывали в землю. По-прежнему висит в воздухе, например, линия Q на Брайтон Бич (если помните в фильме "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди" в нескольких кадрах видны железные опоры над проезжей частью Брайтон Бич, так вот это как раз метро и есть, оно где-то на высоте второго-третьего, ну, может, четвёртого этажа и идёт в точности над и вдоль проезжей части. Опять же, если помните в "Братьях Блюз" Элвуд Блюз жил в гостиничном номере, окна которого выходили в ровности на такую ветку метро (только было это в Чикаго, кажется).

А вот столь любимых в России бегущих лестниц почти нет, единственная, что я могу припомнить сейчас, находится на 34-й улице - Herald Square, там эскалатор соединяет разные уровни уже под землёй. Кое-где есть лифты для инвалидов, но при всеобщей озабоченности американцев правами "неспособных" (disabled) людей, метро для них вовсе не малина.

Я, помнится, говорил, что записать объявление остановок на плёнку не представляется возможным. Главная причина в том, что, помимо имеющихся расхождений по времени и типу дня (существуют пять разных периодов: ночь, час пик - утром и вечером, середина дня, вечер и выходные), в метро постоянно проводятся профилактические работы…


Реклама